Уважаемые посетители, благодарим Вас за проявленный интерес к сайту муниципального округа Чертаново Северное. В целях улучшения работы сайта и повышения удобства его использования предлагаем Вам обсудить работу нашего веб-ресурса посредством обратной связи. Присылайте нам свои вопросы и предложения на нашу электронную почту chsm.uao@mail.ru.
Внимание! Данные письма не рассматриваются в качестве обращений, регламентируемых Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Виды экстремизма.
Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.
Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов.
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.
Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных.
Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.
Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести».
Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди молодежи, возможно в учебно-воспитательном процессе создать организационные, содержательные и социально-психологические условия противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения.
Положение и роль в обществе молодежи, как социально-демографической группы, с определенными возрастными особенностями, потребностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии социализации, усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих быть активным полноправным членом общества, напрямую обусловлены характером социально-политических процессов и экономических отношений, традициями, конкретной исторической ситуацией.
Экстремизм порождают противоречия, возникающие в результате социально-экономических кризисов, деформации политических и идеологических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи.
Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том, что в обществе существуют серьезные проблемы, противоречия, несоответствие потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые предоставляет государство, общество.
Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом.
Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающее поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни» через отрицание существующего порядка, привели к быстрому росту числа неформальных групп, в которых удовлетворяется потребность молодежи в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации.
Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в новых условиях, однако социо-культурные условия общества не всегда способствуют формированию этой готовности. Это вызывает противоречия ценностного кризиса, культуры межнационального общения.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что назревшие в обществе проблемы усиления института семейного воспитания, совершенствования системы общественного воспитания, организации культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения решаются крайне медленно.
Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей личности. А именно, источник экстремизма, как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды.
Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека).
Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Человек, имеющий высокий уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания.
Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.
Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх перед «непохожим на себя». Это обусловлено наличием особенностей психики человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по отношению к «другому».
Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим».
Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: «во всем виноваты ...» Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.
Когда это дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени.
Ксенофобия как психологическая основа страха перед чужой культурой является центральным психологическим механизмом формирования и проявления интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина межнациональных конфликтов и войн, так как она всегда порождает жесткую ответную реакцию. Ксенофобия также удобное орудие манипуляции, которым успешно пользуются националистические движения.
В кризисных ситуациях в обществе ксенофобия приобретает массовый характер и самые различные формы, например, этнофобий (антисемитизм, кавказофобия, русофобия, цыганофобия и др.), религиозных фобий, фобий по отношению к различным социальным группам (например, мигрантофобия)».
Поэтому одной из наиважнейших задач по преодолению у подрастающего поколения психологического барьера «свой-чужой» является задача формирования их социально-психологической устойчивости.
Дата публикации: 25.12.2023 в 19:15
Дата изменения: 09.10.2024 в 03:41